Использование технологии решения изобретательских задач (триз) на уроках в начальной школе

Аннотация: В работе рассмотрена технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уроках в начальной школе.

Целью работы по использованию методики в моём классе является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

История цивилизации показывает, что самых значительные успехи, в том числе в интеллектуальной деятельности, достигаются при условии превращения той или иной деятельности в технологию, или метод, алгоритм.

Одним из курсов внеурочной деятельности в нашем лицее, является «Школа креативного мышления». Где дети знакомятся с технологией решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эти занятия очень результативные, т.к. позволяют эффективно развивать креативность учащихся. Детям нравятся приёмы ТРИЗ технологии, поэтому я стараюсь включать их в каждый свой урок.

Основная идея теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) заключается в том, что технические системы развиваются закономерно, эти закономерности можно изучать и на их основе прогнозировать дальнейшие пути развития и, соответственно, видеть задачи завтрашнего дня.

ТРИЗ возникла в Советском Союзе в 60-е годы двадцатого века прежде всего, как техническая наука, однако при преподавании теории опытным специалистам автору Г.С. Альтшуллеру пришлось столкнуться с проблемами педагогического и психологического характера. Оказалось, что обратной стороной опыта является наличие стереотипов, мыслительных привычек, которые просто не дают возможности родиться новой оригинальной идее: «Этого не может быть! Так никто не делает!». Поэтому начали обучать студентов, затем старшеклассников, а сейчас мы обучаем детей начиная с первого класса.

Таким образом, можно сформулировать, что ТРИЗ-технология – это педагогическое направление, целью которого является обучение навыкам решения творческих задач. ТРИЗ-педагогика является демократичной системой, два основополагающих принципа которой звучат так: «Творчеству учить можно» (то есть, существуют методы и инструменты) и «Творчеству учить можно всех!» (то есть, нет деления на способных и неспособных).

Благодаря применению ТРИЗ-технологии на уроках происходит гармонизация личности: левое полушарие развивается при анализе противоречий и поиске путей решения задачи, а за правым остается творческий процесс, воображение и фантазия. [1]

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к урокам:

  • возрастает познавательная активность и интерес;
  • детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
  • у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
  • речь становится гораздо более образной и логичной.

Знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимало использование таких технологий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. [1]

Проведение занятий я организую таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический» характер». На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.

Познавательная деятельность включает в себя единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся моего класса возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации познавательной деятельности особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должно быть не принуждение, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. [2]

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз — творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и сделать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.

Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках мною эффективно используются следующие методы технологии ТРИЗ:

  • Метод «Да-нетка»
  • Метод синектика
  • Метод фокальных объектов
  • Методика сочинений по картине
  • «Морфологический анализ»
  • Модель «Системный лифт»
  • Механизм решения изобретательных задач
  • Метод системного оператора
  • Модель «Создай паспорт»
  • Модель «Составление плана/раскадровка
  • Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков
  • Сочинение загадок
  • Модель «Элемент – имя признака – значение признака»

Особенность ТРИЗ-технологии заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. [3]

Если ТРИЗ не захочет освоить педагог, ее не получит и ребенок. Изучив внимательно концепцию ТРИЗ-педагогики Тамберга Ю.Г., я пришла к выводу о том, что моя миссия в педагогике как учителя и классного руководителя (а в начальной школе эти две роли неотделимы друг от друга) и миссия ТРИЗ – педагогики во многих направлениях совпадают:

  • Воспитывать в каждом ребенке чувства уважения к общечеловеческим ценностям.
  • Создавать у детей мотивацию и условия для самосовершенствования, учить детей правилам продуктивной работы.

Выбор мною методов и приёмов ТРИЗ как ведущих обусловлен рядом при­чин:

во-первых, ТРИЗ — педагогика хорошо вписывается и дополняет своими методиками решения задач любую систему обучения, и традиционную, и развивающую. Более того, ТРИЗ — педагогика делает традиционную педагогику развивающей. Учить надо сразу хорошо, ибо переучивать и доучивать сложнее, чем учить заново;

во-вторых, ТРИЗ позволяет не терять силы и время на ошибочные пробы, а идти точным курсом преодоления противоречий и достижения идеального конечного результата (ИКР);

в-третьих, процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения;

в-четвёртых, знание методик решения задач, дает уверенность детям в своих силах, дает понимание практической ценности школьных наук, а со временем, сам процесс решения творческих задач (творчество) — начинает доставлять радость. [4]

Большое место в ТРИЗ обучении занимает самостоятельная творческая деятельность учащихся, направленная на получение нового результата. Продуктивная деятельность учащихся младших классов не столько направлена на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: изобрести загадку, высказать оригинальную гипотезу, сочинить сказку, метафору, пословицу, «да-нетку»; изобрести подвижную игру, придумать новое свойство объекта и его практическое применение, предложить вариант устранения возникшей проблемы в классе, придумать и изготовить новую игрушку и т.д. [5]

Знание методов поиска правильных решений, умение ставить пред собой достойную цель и стремления её добиваться, помогут моим ученикам достичь ещё более высоких результатов, стать успешными как на средней и старшей ступени обучения, так и в жизни в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991. с. 88
  2. Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991 с. 23-47
  3. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание: инф. – метод. сборник для учителей и учащихся, выпуск 5. – Рига, 1993. с. 102-106
  4. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста.// «Педагогика + ТРИЗ»: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП «Сож», 1997. с. 12-13
  5. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995. с. 55-60

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *