Роль частей речи в предложении.

 

Технологическая карта урока

Предмет Русский язык.
Тема урока

Цели

 

 

Роль частей речи в предложении.

— Обобщать и систематизировать знания о частях речи;

— развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам;

— распознавать и правильно употреблять в речи.

 

Этап Деятельность учителя Содержание урока Деятельность учащихся Универсальные действия
1.      Самоопределение к деятельности

 

Организационный момент

Включение в деловой ритм урока.

 

Устное сообщение учителя.

Проверка готовности. Подготовка класса к работе. Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.      Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Вопросы:

1.      Из чего состоит наша речь?

Связная речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов.

2. Какие виды речи вы знаете?

 

3.Что мы называем устной речью?

 

4. Что мы называем письменной речью?

 

5. Речь состоит из слов. А какие же группы слов мы уже знаем в русском языке?

6. Как пишутся предлоги со словами?

7. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание?

 

Рефлексия:

1) Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?

2) Кому было сложно справиться с вопросами?

Запишите число, классная работа. (слайд 1)

 

 

На табличку ты внимательно и

Быстро посмотри.

Какая буква часто повторяется

Ты скорей найди!

(слайд 2)

— Какой звук слышится? Дайте ему характеристику.

 

— Запишите М м всю строчку. Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.

 

(Речь состоит из предложений/слов)

 

 

 

 

(Речь устная и письменная)

 

(Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим)

 

(Письменная речь – это речь, которую мы читаем и записываем)

 

(Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги)

 

(Раздельно)

 

(Из главного и зависимого слова)

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Буква М. Эту букву будем прописывать

 

 

 

(Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

 

3.      Выявление места и причины затруднения.Постановка учебной задачи Создавалась наша речь не одно столетие. По словечку, по частичке. И вот совсем недавно в яркий солнечный весенний день поспорили имя существительное, имя прилагательное и глагол…

— Как вы думаете, о чём они спорили?

— Решили они написать рассказ о весне, да заспорили: кто из них важнее, кого должно быть в рассказе больше, кого меньше, у кого из них получится лучше?  Без кого можно было бы обойтись? И вот как они рассказали нам о весне.

(слайд 3).

— Чей рассказ о весне вам понравился больше? Как бы вы ответили на вопрос: кто же из частей речи всех важнее?

 

— Давайте сегодня примем участие в этом споре и сами понаблюдаем, возможно ли обойтись без какой-либо части речи, так ли необходимо их единство и взаимодействие?

 

 

 

 

 

 

 

 

(Кто из них важнее).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
4.      Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации — Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить дальше? Сформулируйте тему урока.

— А  тема для вас новая?

— Да, вы правы. Наши последние уроки мы посвящаем повторению того, что учили в течение первого полугодия.

— Поставьте учебные задачи. В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.

— Давайте вспомним, на какие группы делятся части речи?

—  Назовите самостоятельные и служебные части речи.

 

 

Ответы детей

 

— Нет

 

 

 

 

 

— Учащиеся формулируют задачи урока.

 

— Самостоятельные и служебные

 

— Имя существительное, имя прилагательное, глагол,  наречие, местоимение, имя числительное

— Предлог, союз, частица.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5.      Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. «Письма загадки».

(слайд 4).

— Ребята, я вам приготовила загадки о частях речи. Каждая группа получит загадку, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится и выступит с ответом, см. план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы!

 

 

 

Физминутка

 

— А теперь выполните самостоятельно упражнение №208 в учебнике на стр.117.

 

 

 

— Дети читают, обсуждают и приходят к выводу, какая  это часть речи.

 

 

1.Имя существительное.

 

— Имеет постоянные признаки  (одуш. – неодуш., род, склонение),изменяется по числам и падежам.

 

2. Имя прилагательное.

 

— Род, число, падеж

 

3. Глагол.

— Время, лицо, число, (род в  прошед. вр.)

 

 

4. Предлог.

 

Физминутка

 

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях  по учебнику, взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Индивидуальная работа

– Положите перед собой листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

(слайд 5).

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия;

синим – слова, обозначающие признак;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

— Из данных слов составьте пословицы о труде.

— Проверьте свою работу.

 

Групповая работа

Молодцы, ребята! А теперь давайте разгадаем кроссворд. ( Каждой группе выдается один кроссворд только с числами.)

Я буду загадывать загадку, а вам необходимо подумать и вписать название части речи в кроссворд.

(Труд кормит – лень портит.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Дети слушают, обсуждают и приходят к выводу, какая  это часть речи.

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

 

 

7.      Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию. — Ребята так сможем ли мы прожить без какой-либо части речи?

 

— Конечно, мы сегодня убедились, что нам не обойтись без единства всех частей речи.

 

— Что полезного, интересного было для вас сегодня на уроке?

— Что теперь сказали бы наши части речи друг другу?

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование
8. Домашнее задание Устное сообщение учителя. 1. Сочинить сказку или стихотворение о любой части речи.

2. С. 118, упр.209

3. Принести 2ую часть.

 

Записывают в ежедневники домашнее задание. Регулятивные: планирование, прогнозирование;

 

Заметки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *