Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык. | |||
Тема урока
Цели
|
Роль частей речи в предложении.
— Обобщать и систематизировать знания о частях речи; — развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам; — распознавать и правильно употреблять в речи.
|
|||
Этап | Деятельность учителя | Содержание урока | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности
Организационный момент |
Включение в деловой ритм урока.
Устное сообщение учителя. |
Проверка готовности. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Вопросы:
1. Из чего состоит наша речь? Связная речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. 2. Какие виды речи вы знаете?
3.Что мы называем устной речью?
4. Что мы называем письменной речью?
5. Речь состоит из слов. А какие же группы слов мы уже знаем в русском языке? 6. Как пишутся предлоги со словами? 7. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание?
Рефлексия: 1) Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы? 2) Кому было сложно справиться с вопросами? Запишите число, классная работа. (слайд 1)
На табличку ты внимательно и Быстро посмотри. Какая буква часто повторяется Ты скорей найди! (слайд 2) — Какой звук слышится? Дайте ему характеристику.
— Запишите М м всю строчку. Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего. |
(Речь состоит из предложений/слов)
(Речь устная и письменная)
(Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим)
(Письменная речь – это речь, которую мы читаем и записываем)
(Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги)
(Раздельно)
(Из главного и зависимого слова)
Ответы детей
— Буква М. Эту букву будем прописывать
(Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым). |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.
|
3. Выявление места и причины затруднения.Постановка учебной задачи | Создавалась наша речь не одно столетие. По словечку, по частичке. И вот совсем недавно в яркий солнечный весенний день поспорили имя существительное, имя прилагательное и глагол…
— Как вы думаете, о чём они спорили? — Решили они написать рассказ о весне, да заспорили: кто из них важнее, кого должно быть в рассказе больше, кого меньше, у кого из них получится лучше? Без кого можно было бы обойтись? И вот как они рассказали нам о весне. (слайд 3). — Чей рассказ о весне вам понравился больше? Как бы вы ответили на вопрос: кто же из частей речи всех важнее?
— Давайте сегодня примем участие в этом споре и сами понаблюдаем, возможно ли обойтись без какой-либо части речи, так ли необходимо их единство и взаимодействие? |
(Кто из них важнее).
Ответы детей
|
Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | — Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить дальше? Сформулируйте тему урока.
— А тема для вас новая? — Да, вы правы. Наши последние уроки мы посвящаем повторению того, что учили в течение первого полугодия. — Поставьте учебные задачи. В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач. — Давайте вспомним, на какие группы делятся части речи? — Назовите самостоятельные и служебные части речи.
|
Ответы детей
— Нет
— Учащиеся формулируют задачи урока.
— Самостоятельные и служебные
— Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное — Предлог, союз, частица. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление
Физминутка |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | «Письма загадки».
(слайд 4). — Ребята, я вам приготовила загадки о частях речи. Каждая группа получит загадку, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится и выступит с ответом, см. план.
Молодцы!
Физминутка
— А теперь выполните самостоятельно упражнение №208 в учебнике на стр.117.
|
— Дети читают, обсуждают и приходят к выводу, какая это часть речи.
1.Имя существительное.
— Имеет постоянные признаки (одуш. – неодуш., род, склонение),изменяется по числам и падежам.
2. Имя прилагательное.
— Род, число, падеж
3. Глагол. — Время, лицо, число, (род в прошед. вр.)
4. Предлог.
Физминутка
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по учебнику, взаимопроверка. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. | Индивидуальная работа
– Положите перед собой листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом: (слайд 5). красным – слова, обозначающие предмет; зеленым – слова, обозначающие действия; синим – слова, обозначающие признак; желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос. — Из данных слов составьте пословицы о труде. — Проверьте свою работу.
Групповая работа Молодцы, ребята! А теперь давайте разгадаем кроссворд. ( Каждой группе выдается один кроссворд только с числами.) Я буду загадывать загадку, а вам необходимо подумать и вписать название части речи в кроссворд. |
(Труд кормит – лень портит.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья).
— Дети слушают, обсуждают и приходят к выводу, какая это часть речи.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
|
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. | — Ребята так сможем ли мы прожить без какой-либо части речи?
— Конечно, мы сегодня убедились, что нам не обойтись без единства всех частей речи.
— Что полезного, интересного было для вас сегодня на уроке? — Что теперь сказали бы наши части речи друг другу?
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
8. Домашнее задание | Устное сообщение учителя. | 1. Сочинить сказку или стихотворение о любой части речи.
2. С. 118, упр.209 3. Принести 2ую часть.
|
Записывают в ежедневники домашнее задание. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; |
Заметки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .